Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Обмануть чёрта. Как следует понимать сериал «Демон революции»

11.11.2017, 15:41      Новости Архангельска

Поначалу даже хочется поддержать Геннадия Андреевича в споре, в его апологетике. Уж столько пошлейших глупостей и откровенной клеветы за последние десятилетия наговорили по поводу трагических событий начала 20 века в России. Но, погружаясь в суть проблемы, понимаешь, что нападки бессменного лидера российских коммунистов и вечного кандидата в президенты скорее рефлекторны и надуманны. Кто-то где-то крикнул «наших бьют!», и Геннадий Андреевич отреагировал.

Зюганов раскритиковал сериал «Демон революции» Владимира Хотиненко, причислил его к «киноподделкам». Высказался, судя по всему, сериал не посмотрев, а только среагировав на «демона» в названии, на шпионско-детективную линию пресловутых немецких денег, да любовную с Инессой Арманд, почерпнув все это из анонсов сериала.

Однако Геннадий Андреевич своим фарисейством в стиле экзальтированных критиков фильма «Матильда» попал впросак. В хотиненковском сериале и в помине нет всей той пошлости, в которой его подозревает руководитель КПРФ.

В «Демоне революции» представлена попытка запечатлеть и раскрыть систему ходов и комбинаций сложнейшей шахматной партии, которая была разыграна в предреволюционные годы. У Хотиненко главные игроки в ней: Ленин и Парвус, можно было бы выделить и ряд других, того же Троцкого или Богданова, но режиссер следит именно за их комбинационной игрой. Мало того, если посмотреть «Демона революции», то станет понятно, что октябрь 1917 года не стал следствием заговора какой-то кучки злоумышленников. Почва была готова, российская история вот-вот полетит под откос, несмотря на все шапкозакидательские заявления про «ужинать в Берлине».

Но, вот по какому пути это будет происходить? По авантюрному сценарию Парвуса и от страны камня на камне не останется или по замыслу Ленина, который грезил созданием нового лучшего мира.

«Вы хотите гибели России, я ее процветания», - говорит у Хотиненко в столыпинском стиле Владимир Ильич. При этом отмечая, что в союзники он может брать силы, преследующие другие цели, лишь ненадолго.

Время действия первых серий – 1915 года. Вокруг уже витает демоническая стихия разрушения. Парвус тянет в ее объятия, он ее плоть от плоти, Ленин путем сложной комбинаторики отдаляет.

Конечно, Ильич в сериале далек от советского иконописного лика, но этим и интересен. Он не просто игрок в сложнейшей партии, но и борется с искушениями демонического. Помните стихию «Бесов» у Достоевского? Классик предвидел ее в зародыше, но в начале 20 века она распоясалась и готовилась вступить в свои права. Россия тогда стала полем битвы, в том числе и с инфернальным. Владимир Ленин в эпицентре этой борьбы, он параллельно проходит сложнейший путь искушений.

Что в итоге? Большевики, придя к власти, стали государственниками и имперцами, на месте разрушенной страны создали новую державу. Российская история не прекратилась, но вышла на новый виток. А посреди всей этой революционной стихии рождения нового мира произошло явление блоковского Христа в «белом венчике из роз»…

Парвус же, от которого даже с телеэкрана несет стойким серным запахом, как раз и выступает в роли одного из искусителей. Возможно, в свое время он заложил душу и именно поэтому ему так везет. После встреч с ним Ленин у Хотиненко часто произносит «чёрт», «дьявол». Почему приходится идти на временное сотрудничество с такими? Да потому что демонически-разрушительная стихия стала тотальной. Пауки выползли из своих банок. Она раздавит, если не попытаться ее стратегически обмануть в стиле русского фольклора, гоголевского Вакулы, оседлавшего черта. На подобном и Ленин въехал в страну, в которой уже властвовала стихия хаоса.

Если бы Геннадий Андреевич посмотрел сериал Хотиненко, а не просто следовал своей привычке высказываться по поводу, то он увидел, что в «Демоне революции» рассыпается давний и пошлый миф о большевиках, как о немецких шпионах. Да и сериал этот не идеологический, а дискуссионный. Тот же Владимир Ленина, которого сыграл блестящий Евгений Миронов, получился многомерным. Очернение, конечно же, можно увидеть во всем, но не в этом случае.  Отрадно и то, что сам режиссер, работая над картиной, ориентировался на отличную ленинскую биографию «Пантократор солнечных пылинок», которую написал Лев Данилкин.

Думается, что вся суть в недавних нападках Геннадия Зюганова на режиссера Владимира Хотиненко и его сериал в новомодном понятии «хайп». Он – хайпер, силящийся вызвать бурю в стакане воды. Только в нем и не где более, его пугают открытые и непредсказуемые пространства. Тактика лидера коммунистов – симулировать активность, в стотысячный раз выразить свое возмущение избитыми фразами, а после заснуть до нового хайпа или храпа.

Зюганов – давно уже стал человеком-шаблоном, органчиком коммунистической идеи очень тривиального извода. Он вовсе не шахматный игрок, у него все ходы простейшие. Являясь статистом, главный российский коммунист может только реагировать и делать фарисейские заявления. Нужен ведь хоть какой-то багаж достижений, раз в очередной раз решил баллотироваться в президенты. Можно будет сказать, что защитил светлый образ Ильича от всевозможных «киноподделок». Но пошлость то как раз в фарисействе и заложена. Сериал Хотиненко, хоть и не шедевр, но он избавлен от пошлости, в нем обозначена важная тенденция к постижению нашей истории: избегать ловушек категорических ответов и формул, пытаться видеть сложность, неоднозначность и многослойность явлений. Уйти от исторических качелей к пониманию ее логики, сложности то и дело разворачивающейся шахматной партии.

Андрей РУДАЛЁВ

Источник: tv29.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования